Иисус Христос — наш современник
Так ли уж нужен нам Иисус Христос в век атома, генетики, информации и
космических полётов? Подобные вопросы задает себе обыватель. А стоит ли
удивляться? Мы ведь привыкли, что в нашем мире все меняется и
устаревает. Зачастую взгляды одного и того же мыслителя в течение жизни
меняются настолько, что невольно спрашиваешь себя, тот ли это человек?
Достаточно вспомнить трансформацию взглядов отца "Капитала", когда
страстный сторонник Гегеля стал его критиком.
Все философские системы устаревали. В нашем изменчивом мире
изменяются даже мировые религии. Христианство проделало большой путь от
катакомб до имперской религии, и от нее - к Реформации. Менялись формы,
устройство Церкви, но неизменной остается истина, проповедуемая
христианской Церковью, ибо это истина о неизменной любви Бога к людям,
явленной в Иисусе Христе. Иисус Христос остается верным и неизменным. О
Господе в Библии сказано: "Ты - тот же" [1]. Любое изменение—признак
несовершенства. Изменение связано либо с совершенствованием, либо с
утратой совершенства. Христос совершенен во всём, потому что Его
совершенство Божественной природы. Христос не находится в процессе
становления, как каждый из нас. Никто и ничто не заставит Его изменить
Себе. Григорий Нисский в четвёртом столетии писал: "Божество не
подлежит превратностям и изменениям, так как нет ничего такого, что
было бы лучше Его и во что Оно могло бы преложиться" [2].
Говоря о неизменности Иисуса Христа, мы отнюдь не утверждаем, что
Он статичен и замкнут в Своём совершенстве. Христос исполнен
творчества. Но даже при колоссальной творческой отдаче Он не
изменяется, не иссякает и не перестает Себя отдавать. Он изменяет всё,
к чему Он прикасается, но Его изменить не может ничто. Рассудком трудно
постичь неизменность Христа, так как всё творение, в том числе и сам
человек, произошли из ничего - в ничто они и превратятся, если не
сохранит их неизменный Бог. В Иисусе Христе сочетается вечность и
время, постоянство и движение, древность и актуальность, божественное и
человеческое. "Я - Господь, я не изменяюсь" [3].
К сожалению, религиозные люди, стараясь как бы "помочь" Богу
предстать перед миром неизменным, "обрядили" Его в древность,
"заморозили" в культуре первого столетия или, в лучшем случае,
Средневековья. Не потому ли наши современники, живущие в полосе обгона
и привыкающие к кредитным карточкам и сотовым телефонам, считают
вечного, неизменного Христа не поспевающим за жизнью, а потому и не
стоящим внимания современного человека? Проблема мнимой неактуальности
Христа кроется не в Иисусе, но в том, что религиозные люди, возможно, с
самыми благими намерениями, представляют Христа застывшим во времени.
Но человек-то хочет найти неизменного и одновременно актуального
Бога. Чаадаев П. Я. написал когда-то: "Если бы в те времена, когда я
искал религии, я встретил бы в окружающей меня среде готовую, я
наверное принял бы её; но не найдя таковой, я принуждён был принять
исповедание Фенелонов, Паскалей, Лейбницов и Бэконов" [4]. Певец
Александр Малинин, наш современник, выражает в песне чаяния человека:
"Дай Бог найти живым Христа... Дай Бог ну хоть немного Бога..." [5].
Христос, пребывавший в необъятной вечности, приняв образ человека и
прожив краткую земную жизнь, отмеченную подвигом распятия и торжеством
воскресения, продолжает Своё безначальное бытие в человеческой истории.
Для христиан всех веков Господь Иисус Христос остается их
Современником, потому что Христос несет им спасительную истину,
актуальную именно для их времени, ее надо только услышать и понять.
Сегодня христианин ХХI столетия повторяет вслед за древним Иовом: "Я
знаю, Искупитель мой жив" [6].
В наше время культура находится в кризисе постмодернизма. Почему в
кризисе? Эта культура ниспровергает абсолюты, предлагая взамен игры и
самовыражение. Она освобождает разум человека от старых стереотипов, но
для чего? У Христа есть слово и для современного человека: хочешь быть
свободным - познай истину. Сомневаешься в возможности познания вообще?
Господь ободряет: ищите и найдете, стучите - и отворят вам.
Постмодернизм склоняет человека к игре ради игры. Христос - к
свободному сотворчеству, результаты которого скажутся и в далеком
будущем. Будущее у культуры есть только со Христом. Постмодернистское
ниспровергательство может избавить от ложных стереотипов, но наполнить
жизнь подлинным, вневременным смыслом может только Спаситель.
Господь Иисус Христос современен в Своих делах. Кто-то, возможно,
скажет: "Так где же Христос? Чем занят Он сегодня? Где можно встретить
Его?" сегодня Христос делает то же, что делал при земной жизни.
Различие лишь в том, что Христос проявляет Себя в делах верующих в Него
людей, объединённых в Тело Его, пребывающее во всём мире, - в Церковь.
В земной жизни Христос был Апостолом [7], Пророком [8], Благовестником,
Пастырем, Учителем. Для продолжения труда и осуществления Своих
извечных замыслов в последующие века Сам Христос Духом Святым "поставил
одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями
и учителями" в Церкви. [9] Всё, что Христос совершал во время земной
жизни, сегодня совершает благодатью Его Церковь. "Верующий в Меня,
дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит..." [10].
Дело Христа совершается в новостройках Москвы и в джунглях Амазонии.
Обширность труда современной Церкви превосходит во много раз объём
служения Христа в земной деятельности.
Господь Иисус Христос продолжает делать Свои дела в современном
обществе через людей, принадлежащих к разным слоям общества, имеющих
разные профессии, людей разного возраста: детей, молодых, взрослых и
пожилых. Примечательно, что в Новом Завете самые видные и активные
последователи Христа - не монахи и не священники, но обычные люди:
рыбаки, таможенники, пастухи и разнорабочие. Христос и сегодня
продолжает через таких людей актуальное служение благовестия,
наставничества, душепопечительства и вспоможения.
Сегодня Христос также спасает и преображает человека, как и на страницах Евангелий.
Человек - в глубине души - стремится к совершенству, как внешне,
так и внутренне. Не потому ли непомерно растёт число салонов красоты,
занятий по аэробике и шейпингу, стоматологических кабинетов,
парикмахерских и клиник пластической хирургии? Людям хочется быть
здоровыми и красивыми. Не потому ли многие умы человечества заняты
вопросами усовершенствования человека?
Сможет ли человек подняться над своими пороками, одиночеством,
смертностью? Человек стремиться любыми путями уйти от своего
несовершенства - стать сверхчеловеком. Не потому ли человек заворожен
идеей клонирования?
Некоторые учёные исповедуют трансгуманизм, то есть философию науки,
которая изыскивает возможности усовершенствования человека. С помощью
биологических и иных технологий они рассчитывают вывести человека
высшего класса. Приверженцы идей трансгуманизма не ждут милости ни от
природы, ни от Божества, но прилагают все усилия, чтобы ускорить
процесс эволюции и довести человека до стадии пост-гуманоида. Биолог Ли
Сильвер в книге "Переделывая Эдем" [12] пишет, что через какую-нибудь
сотню лет генетики создадут качественно новый вид человекообразных. Это
существо будет либо полностью синтетическим, либо биосинтетическим.
Человеку надоело быть человеком, подверженным порокам и смертности; ему
хочется новой жизни.
Бог, видя трагедию современного человека и его желание реализовать
свой потенциал, предлагает единственную возможность стать новым
человеком. Христос сказал: "Не удивляйся тому, что Я сказал тебе:
должно вам родиться свыше" [13]. Ведь по природе человек грешен;
сознательно живёт вразрез с требованиями вечного Бога, и тем самым,
деградирует и губит себя. Все попытки искусственно остановить этот
процесс не дали желаемых результатов.
Сын Божий стал человеком для того, чтобы грешный человек мог стать
чадом Божьим. Искупительная смерть Христа на Голгофе и Его воскресение
создали все необходимые условия для духовного преобразования грешника.
"Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши,
праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом" [14].
Люди всех столетий усваивают через преображающее действие Святого Духа
новую жизнь во Христе. Рождение свыше - это действие святого Бога в
душе человека, в результате чего руководящий принцип его души
становится святым, в человеке возрождается образ Божий. "Кто во Христе,
тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое" [15]. Возрождённый
становится качественно новым человеком. Руководящий святой принцип души
под воздействием Святого Духа задаёт новые мысли, новые цели, новую
нравственность. В процессе преображения Святым Духом, возрождённый
обновляется по образу Христа "от славы в славу" [16].
Современный человек не может позволить себе такую роскошь, чтобы
пренебречь Христом. "Ибо нет другого имени под небом, данного
человекам, которым надлежало бы нам спастись" [17]. В его же интересах
предоставить Иисусу право стать центральной Личностью жизни во всех её
измерениях. Получив разрешение человека на действие, Иисус проявит Себя
в жизни человека. При этом Христос не навязывает Своей помощи.
Для примирения с Богом человеку нужно покаяться, уверовать во
Христа и жить по Его учению. Святой Дух в этом ему поможет. Дай Бог,
чтобы человечество вняло словам любви Спасителя, ибо в Нём единственная
его надежда. Господь Иисус Христос - Современник всех эпох, и конечно
же нашей!
Виктор Гамм
Источники:
- Псалтырь 101:28. Цитаты из Библии приводятся по русскому синодальному переводу.
- См.: Архимандрит Алипий Догматическое богословие. М., 1997, с. 79.
- Книга пророка Малахии 3:6.
- См.: Таранов П.С. Анатомия мудрости. Симферополь, 1997, т.2, с. 526.
- А.Малинин Лучшие песни, ЗеКо рекордс, 1996.
- Книга Иова 19:25.
- В послании к Евреям (3:1) русское слово "Посланник" в греческом подлиннике выражено словом "апостол".
- Евангелие от Иоанна 6:14.
- Послание к Ефесянам 4:11.
- Евангелие от Иоанна 14:12.
- Евангелие от Иоанна 14:6.
- Remaking Eden: Cloning and Beyond in a Brave New World. Lee Silver; Avon 1998.
- Евангелие от Иоанна 3:7.
- Первое послание Петра 3:18.
- Второе послание к Коринфянам 5:17.
- Второе послание к Коринфянам 3:18.
- Деяния апостолов 4:12.
Источник: http://pluginto.ru/ |